Премия Рунета-2020
Астрахань
+13°
Boom metrics
Общество7 августа 2017 5:00

Астраханцы продолжают искать пропавшую девочку

Пропавшие без вести: как в Астрахани устроен процесс поиска людей
Ориентировки на девочку

Ориентировки на девочку

Фото: Социальные сети

Проблем в нашей стране много. Плохие дороги и низкие зарплаты всегда на слуху. Однако есть те, которые мы не замечаем, пока беда не коснется нас самих: пропавшие люди.

Ищите девочку

В Астрахани действует собственный поисковый отряд «АстраПоиск». По словам его руководителя Дмитрия Масловского, он был создан раньше, чем это движение пошло по России. Добровольцы и организаторы участвуют в поисках людей по всей области.

Когда 26 июля этого года в селе Началово пропала десятилетняя Анастасия Корытова, «АстраПоиск» в этот же день организовал поиски. О пропаже говорили почти все региональные СМИ. Девочка вышла из дома в магазин и пропала. На момент написания материала следователи проверили версию похищения ребенка биологическим отцом, который работает в Красноярском крае. На полиграфе проверили и отчима девочки, ранее судимого за убийство. Их причастность к исчезновению ребенка не подтвердилась. В первый день, по данным сайта c-ib.ru, к поискам подключили около 50 полицейских, позже их число увеличили до 200 человек. Ищут ребенка сотрудники ППС и ДПС, представители казачества, Росгвардия и волонтеры поискового отряда «АстраПоиск». На призыв помочь в поисках девочки живо откликнулись СМИ. Астраханские интернет-издания оперативно разместили ориентировку на пропавшего ребенка. Региональные телеканалы также сообщали о ходе событий.

«АстраПоиск» – региональный волонтерский отряд по поиску людей, создан в январе 2012 года. «АстраПоиск» занимается не только поисками пропавших, но и проводит профилактические беседы и мероприятия.

«На данный момент поиски не прекращены. Мы постоянно сотрудничаем с МВД, Следственным комитетом. Мы выдвигались на поиски в этот же день и в последующие дни. Задействованы местные жители, наши волонтеры и просто неравнодушные граждане. Всех мы объединяем и проводим мероприятия по поиску девочки», – рассказал руководитель «АстраПоиска» Дмитрий Масловский. Волонтеры обошли полностью весь поселок. Это и прибрежные зоны, и камыши, и все заброшенные здания. Прошли от Старого кладбища до ерика Черепашка.

По признанию руководителя поискового отряда, астраханским поисковикам даже не требуется отправлять письма в СМИ. Издания сами находят информацию через социальные сети, сами же предлагают помощь, связываются с организаторами. И, самое главное, астраханские издания сделали материалы о пропавшей девочке, когда требовалась помощь в ее поисках. Собрать в первые часы максимальное число поисковиков жизненно необходимо.

Этот случай показал, что СМИ в Астрахани инициативны, а главное, человечны, что поселяет в мое журналистское сердце определенную гордость. Это не значит, что поисковый отряд ничего не делает. Поисковый отряд ищет. СМИ освещают проблему, помогают найти решение. Все занимаются своим делом. И это эффективно. Такая система способствовала тому, что уже в день пропажи в село Началово со всей области прибыли добровольцы. Уже в день пропажи начались полноценные поиски ребенка.

Поисковики знают: прочесать территорию – не просто образное выражение. Важно не упустить ни одного участка. Порой именно от качества проверки территории зависит жизнь человека, а чем быстрее удастся собрать необходимое количество людей, тем больше шансов найти пропавшего.

На счету отряда несколько десятков найденных людей, большинство из которых – дети. «АстраПоиск» создан добровольцами и из добровольцев состоит. Дмитрий Масловский говорит, что помочь в поисках пропавших людей может каждый: «Желательно с 18 лет. Если нет 18, то с какой-то небольшой физической подготовкой. Если собирается группа людей, мы ставим несколько человек: мужчин с женщинами, то есть так, чтобы не было, чтобы девушки были одни. Случаи бывают разные. Были случаи, когда нападали собаки. Обследуем гаражи, подвалы, чердаки. Мы встречаемся и с наркоманами, и с неадекватными пьяными. Поэтому стараемся подобрать людей по подготовке: ставим сильного поисковика с более-менее сильным».

Различные госорганы и волонтеры сработали слаженно, в первые дни удалось исследовать большую территорию, но даже волонтеры не могут сделать всего. Сегодня, больше недели спустя, поиски ребенка продолжаются.

Однако такой слаженностью могут похвастаться не все регионы. Совсем недавно страна получила трагический опыт.

Ориентировки пропавшей девочки

Ориентировки пропавшей девочки

Фото: Социальные сети

Ищут пожарные, ищет милиция

Днем 13 июля этого года в Липецкой области пропал трехлетий Артем Кузнецов. Он вместе с отцом и сестрой шести лет отправились на покос. Пока отец работал, дети играли, но в определенный момент мальчик отошел от родных. Местность, где потерялся Артем, – это огромное пространство с высоким подсолнечником и травой. На территории – заболоченные участки и поросшие крапивой воронки еще со времен Великой Отечественной войны.

Артема искали полиция, Росгвардия, казаки, кинологи с собаками, Следственный комитет, МЧС, региональные отделения добровольного поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт», липецкое отделение организации «Поиск пропавших детей» и местные жители. На поиски мальчика люди приезжали из Белгорода (320 км), Тулы (300 км), Брянска (370 км) и даже из Санкт-Петербурга (а это целых 1200 км!). «Из Москвы (470 км) за пять суток поиска приехало около 200 человек», – говорится на сайте www.pravmir.ru.

Добровольческий поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт» – некоммерческая общественная организация, занимающаяся поиском пропавших без вести людей. В ее основе – добровольцы.

Средства Массовой Имитации

На следующий день после пропажи ребенка организация «ЛизаАлерт» разослала по 32 издательствам Липецкой области ориентировки на пропавшего Артема Кузнецова с просьбой разместить их и привлечь к поискам как можно больше добровольцев.

На том же сайте www.pravmir.ru в отзыве на работу липецких СМИ представитель «ЛизаАлерт» пишет: «Мы, поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт», придерживаемся той точки зрения, что когда пропадает ребенок, его должны искать ВСЕ. СМИ – потому что они мощнейший инструмент и потому что это базовое осуществление их функций: распространять информацию, оповещать, привлекать общественное внимание к действительно важной проблеме».

Из 32 издательств Липецкой области на обращение не ответил никто. Ни одно СМИ. Ни одно издание.

Ни одно СМИ из тех, что получили письма, не посчитало нужным помочь с поисками заблудившегося на огромной территории трехлетнего мальчика. Ни одно издание не опубликовало призыв помогать в поисках и ориентировку на ребенка. «Мощнейший инструмент» оказался неисправен.

По непонятным причинам СМИ решили, что информация о потерявшемся в местных лесах трехлетнем малыше не важна, что ребенка «и так как-нибудь сами найдут» и что они, эти самые Средства Массовой Информации, прекрасно знают, какую именно Информацию давать. Липецкие издания попросту имитировали настоящие СМИ. Одна редакция, правда, ответила. Она прикрылась отдалением от места пропажи. «…Тербунский район для нас почти как Заполярье – связей никаких…» – написали в одной из областных газет спустя всего лишь каких-то ПЯТЬ суток. И тут возвращаемся к добровольцам, которые приезжали на поиски не то что из районов области, а даже из других городов, порой за тысячу километров. Ответ через пять дней. Какие-то незначительные пять суток в поисках, счет в которых идет на часы. Уровень оперативности говорит сам за себя. Ребенка к тому времени, кстати, уже нашли.

Победить время

В поисках людей в целом, не только детей, огромную роль играет время. Если человек теряется на природе, у него есть каких-то несколько часов, максимум – дней, чтобы остаться в живых. Особенно если это ребенок. «Если он заблудился в природной среде, то вступают в действие три смертельно опасных и тоже напрямую зависящих от времени фактора: переохлаждение, обезвоживание, истощение», – пишет представитель «ЛизаАлерт».

Трехлетнего Артема обнаружили более чем в трех километрах от места пропажи. По предварительным данным, причиной смерти стало обезвоживание. Время было упущено, и оно победило.

Когда ребенка нашли, он был мертв уже 1,5 суток. А теперь представим, что СМИ откликнулись на просьбу «ЛизаАлерт» сразу. Пусть не все 32, но хотя бы половина изданий. Многие из тех, кто потенциально мог помочь в поисках ребенка, просто не знали, что такая помощь требуется. Размести эти СМИ объявление в первые часы, трагедии можно было бы избежать. «Пропадает ребенок в природной среде, нам нужно по часам действовать. Какие там дни!» – сказал после этого случая в передаче радио «Соль» Григорий Сергеев, председатель поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт». Чем больше людей будут искать в первые часы после пропажи, тем больше шансов на благополучный исход дела. Своевременное оповещение в прямом смысле жизненно важно.

Рейтинг детской жизни

Зато, как только ребенок был найден, издания, не написавшие ни строчки о поисках мальчика, бросились гадать, когда будут его похороны, и узнавать «правду» о семье ребенка. В статье на сайте www.pravmir.ru приводится перечень материалов об Артеме. Один из них называется «Артем Кузнецов, последние новости: соседи раскрыли правду о семье пропавшего мальчика». Вся правда состоит в том, что семья благополучная, а детей в ней четверо. Под громким заголовком, подразумевающим сенсацию, кроется обычная информация, но клики-то идут. А значит, СМИ повышает рейтинг. Рейтинг, выменянный на короткую детскую жизнь.

Резонанс, который вызвал отзыв представителей «ЛизаАлерт», полный негодования, стал толчком для обсуждения проблемы поисков пропавших людей по всех России. А СМИ Липецкой области обещали впредь помогать в распространении информации о пропавших людях.

Единая система разделяет мнения

После трагической гибели Артема Кузнецова на сайте www.change.org появилась петиция жителя Воронежа Евгения Егорушкина. Основной ее посыл: создание в России единой системы СМС-оповещения населения о пропавших детях. Автор ссылается на американскую действующую систему AMBER Alert.

Представитель «ЛизаАлерт» Катерина Демидова считает, что автор петиции «озвучивает требования, которые не только ни сделают систему поисков лучше, а подведут волонтерство в России при поисковых работах под полный запрет. Благодаря его петиции будет создан очередной госорган, который займётся распилом бюджета, а не поисками».

Председатель той же организации Григорий Сергеев сказал, что такая система оповещения уже разрабатывается: «Мы с 2011 года осмысленно хотим сделать эту систему реагирования... Мы в диалоге со всеми возможными веточками власти. Мы обязательно эту штуку сделаем. Это очень медленный процесс».

И «ЛизаАлерт» не единственная организация, которая уже создает систему оповещения. Руководитель содружества волонтеров «Поиск пропавших детей» Дмитрий Второв указал, что на базе национального центра сегодня создаются «программные средства, которые любой человек может поставить себе на телефон и информировать себя о тех поисках, которые ведутся». Запуск программных средств, по словам Второва, планируется на 2017 год.

Казалось бы, единая система оповещения нужна. Более того, ее уже разрабатывают. Однако опытные поисковики воспринимают петицию скептически. А почему?

Причины и решение

Во-первых, система AMBER Alert, на которую опирается Евгений Егорушкин, создана для поиска только похищенных детей. Не потерявшихся. Полиция должна подтвердить, что ребенок действительно украден, а его жизнь и здоровье в опасности. Также необходимо точно знать, кто именно похититель и на чем он передвигается. Такой перечень требований существенно сокращает возможности системы. Соответственно, рассматривать подобную ей систему для поиска всех пропавших изначально нелогично.

Во-вторых, представим, что четкие критерии СМС-оповещений все-таки установили, а систему наладили. Но что будет, если о каждом пропавшем ребенке мы будем узнавать из СМС-сообщений. Огромный поток чужого горя. Разворачивающаяся прямо на глазах трагическая статистика. Как скоро мы просто перестанем читать эти сообщения?

Дмитрий Второв говорит: «Если каждый день мы видим ориентировку на пропавшего, то притупляется людское внимание. Оно должно работать по определенным чрезвычайным ситуациям и оставаться в рамках этих чрезвычайных ситуаций». Поисковик считает, что подобная единая система оправдана, но не в том виде, который представлен в петиции. Многие случаи решаются в первые несколько часов. Необходимо четко ранжировать ситуации.

Для единой системы важно понимать, что именно это оповещение поможет спасти жизнь. И, конечно, необходимо определить, каким способом можно помочь похищенным, а каким – потерявшимся. Кроме того, не стоит забывать и об обычных гражданах. Не нужно кормить людей очередными трагическими новостями в неоправданных случаях.

Как стать лучше

А какого мнения придерживаются поисковики Астрахани? Дмитрий Масловский говорит: «За рубежом это давно уже поставлено на поток. В США, знаю, есть даже частные компании, которые выпускают продукты для детей, молоко. Они оперативно, подчеркиваю – оперативно, публикуют информацию с фотографией ребенка на пакетах или коробках с молоком».

Кроме того, Дмитрий Масловский предлагает: «Было бы неплохо, если бы торговые центры на своих экранах размещали фотографии пропавших без вести. Брали бы информацию у Следственного комитета. Сейчас и частные охранные организации могут этим пользоваться. Сегодня очень много возможностей, чтобы информация распространялась оперативно. Так, конечно, КПД был бы гораздо выше».

Подводя итоги

В нашей стране и в регионе каждый год пропадают люди. Дети это или нет – помощь в поисках нужна всегда. Нельзя в одиночку найти потерявшегося или похищенного. Возможностей для трагедии очень много. Каждая минута в поисках бесценна, а чем больше людей будут искать, тем выше шансы найти человека живым и здоровым. Сегодня нет четкой единой системы оповещения о пропавших. Есть горстки добровольцев и выполняющие свои обязанности госорганы. Но этого мало. Единая система однозначно нужна, и продумывать ее нужно на государственном уровне с учетом опыта поисковых отрядов. Объявления о пропавших в интернете – быстрый и эффективный способ, но за мемами и котиками часто теряется действительно важное. И в деле, где счет идет на часы, те, кто реально может помочь, просто не узнают, что их помощь требуется. Люди пропадают. Пропадает их много. И это надо менять.

Мнение

Наталия Туйгунова, главный редактор "МК в Астрахани": Я считаю, что СМИ должны помогать в поиске людей, потому что сегодня СМИ — это не только газеты или телевидение, но и интернет-ресурсы, которые охватывают бо́льшую аудиторию, поэтому если СМИ берётся распространять информацию через свои источники, в том числе интернет-каналы, то гораздо больше людей узнают, что пропал тот или иной человек, особенно если это касается детей. Рада, что астраханские СМИ поддержали распространение информации с Настей Корытовой и очень многие опубликовали у себя приметы и активно эту тему поддерживают.