Премия Рунета-2020
Красноярск
+12°
Boom metrics
Победа7 мая 2016 1:00

Красноярские госпитали в годы войны: врачи работали столько, сколько могли держаться на ногах

В 1942 году на территории края работали 60 эвакуационных госпиталей
Полине Сулимовой (на фото - справа) было 18, когда она ушла на фронт в военно-санитарный поезд. Фото: из личного архива семьи

Полине Сулимовой (на фото - справа) было 18, когда она ушла на фронт в военно-санитарный поезд. Фото: из личного архива семьи

В годы Великой Отечественной войны Красноярский край стал одной из многих территорий страны, принимавших раненых. Тогда госпитали получали в свое распоряжение самые вместительные здания. Школы и санатории, аудитории вузов и номера гостиниц становились медицинскими палатами. О том, как во время войны в нашем крае работали госпитали – в фотоматериале журналистов «КП».

В 1942 году на территории края работали 60 эвакуационных госпиталей. И всегда они были переполнены. Раненых бойцов доставляли к ним на подводах. А студенты и медработники сутками дежурили на железнодорожном вокзале в ожидании эшелонов с передовой. Бессонные ночи, голод, страдания раненых, смерть – все это приходилось переживать медикам. Хирурги часами проводили сложнейшие операции. Рабочий день длился двенадцать часов. И дольше для тех, кто мог оставаться на ногах. Врачи страдали от переутомления и истощения, падали в голодные обмороки. И не потому, что не было питания, а от нехватки времени. Каждая минута была на счету, ведь во время еды можно было спасти еще чью-то жизнь.

В 1945 году в крае оставили лишь эвакогоспиталь №985. Сегодня это краевой госпиталь для ветеранов войн (он расположен в двух корпусах, на Мира, 99 и Вильского, 11). Это единственное в нашем регионе специализированное учреждение, оказывающее медицинскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны, блокадникам Ленинграда, узникам концлагерей и гетто, пострадавших от политических репрессий, и реабилитированным, труженикам тыла и ветеранам труда.

Фото: Красноярский краевой госпиталь для ветеранов войн

Фото: Красноярский краевой госпиталь для ветеранов войн

Старшая медсестра Сарра Соркина беседует с раненым в одной из палат эвакогоспиталя №985. Тогда в медицинских учреждениях не всегда соблюдались санитарные нормы и правила. Каждая кровать устанавливалась плотно к другой. Но для этого были объективные причины, нужно было разместить как можно больше раненых бойцов.

Фото: Красноярский краевой госпиталь для ветеранов войн

Фото: Красноярский краевой госпиталь для ветеранов войн

В военные годы катастрофически не хватало квалифицированных врачебных кадров – хирургов, рентгенологов, терапевтов. Виктор Адольфович Клюге начал работать рентгенологом в 1941 году и остался в этой же должности в послевоенные годы.

Фото: Красноярский краевой госпиталь для ветеранов войн

Фото: Красноярский краевой госпиталь для ветеранов войн

Медсестра крутит ручку автоклава (аппарат для стерилизации паром под давлением), нагнетая давление для обработки бинтов или инструментов.

- Это очень ответственное дело, тяжелая физическая нагрузка, - рассказывает Павел Слепнев, начальник организационно-методического отдела Красноярского краевого госпиталя для ветеранов войн. - Тогда же ничего не было одноразового: бинты использовались много раз, нитки, постельное белье, инструментарий весь был многоразовый. И поэтому круглые сутки шла стерилизация. Это был огромный объем работы!

В госпитале ежедневно находилось около трехсот пациентов, и каждый нуждался в перевязке. Бинтов катастрофически не хватало. Всякий раз медсестрам приходилось аккуратно снимать повязку с раны. Разрезать запрещалось. Затем бинты стирали, сушили, закатывали и использовали многократно.

Фото: Красноярский краевой госпиталь для ветеранов войн

Фото: Красноярский краевой госпиталь для ветеранов войн

Врач Валентина Игнатьевна Сенько измеряет артериальное давление пациенту старинным ртутным аппаратом – такие использовались во время войны и в послевоенные годы. Главное его преимущество – высокая точность. Недостатки – при использовании необходимо обладать специальными знаниями и навыками, нужна помощь обученного человека.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Мы выносили с поля боя солдат, а они умоляли: спасайтесь!»

Ей было 18, когда она ушла на фронт в военно-санитарный поезд. Нелегко приходилось, но Полина считала, что может больше, и попросилась на передовую в санитарную роту на Третий Белорусский фронт. (Подробнее)

Плюшевый мишка спас девочку в блокаду, заговорив с ней голосом отца

Хрупкая женщина развернула сверток и ахнула. Перед ней на полотенчике лежал игрушечный медвежонок. С потертыми боками, одним глазом, но это был он! Тот, что когда-то помог ей, 5-летней девочке, пережить блокаду. (Подробности)

Полная программа празднования 9 Мая в Красноярске

Куда пойти в День Победы и как не пропустить фейерверк? Кстати, за несколько дней до праздника в кинотеатрах, театрах и музеях Красноярска пройдут спектакли, концерты и выставки для детей и взрослых. (Подробнее)

Военврач сшила юбку из знамени поверженных фашистов, но смогла надевать ее лишь раз в году

Кроваво-красного цвета, из плотной шерстяной ткани – эта юбка хранилась в семье Сенько с 1945 года. Сначала ее надевала на каждый Парад Победы Валентина Игнатьевна, потом – младшая сестра Антонина: «Это не праздничный наряд. А напоминание о горе, которое нам принесла война…». (Побробнее)

Солдата с «металлическим» именем пули обходили стороной

Он ушел на фронт в 17 лет, рассказал «Комсомолке» ветеран. Это было на Урале, в городке Нижняя Солда, в 1943-м году. До этого учился в ремесленном, после работал на металлургическом заводе. И… буквально прописался в военкомате: «Возьмите на фронт!». Приходил каждый день, но слышал одно и тоже: подрасти, ты ж пацан еще! Так надоел, что его пригрозили сослать на Колыму. (Подробнее)