Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество24 октября 2017 23:26

Школьников научат семейной жизни по учебнику священника и монахини

В министерстве образования и науки похвалили инициативу общественников, курс могут ввести в рамках обществознания или ОБЖ [опрос "КП"]
Авторы (2):
Курс уже сейчас преподается в школах 60 регионов России в рамках факультатива по 1 часу в неделю

Курс уже сейчас преподается в школах 60 регионов России в рамках факультатива по 1 часу в неделю

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

Ввести курс «Нравственные основы семейной жизни» в старших классах общеобразовательных школ предложила глава Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова на встрече с замминистра образования и науки Татьяной Синюгиной. По словам Летковой, она передала пожелания именно родительской общественности.

- Нашу инициативу восприняли позитивно, сказали, что она хорошая, правильная и своевременная, - рассказала "КП" Леткова.

Официальных комментариев ведомства пока нет.

Чему будут учить?

- Мы изучали разные курсы и поняли, что этот наиболее удобный, - говорит Леткова. - Он светский, он не требует никаких специальных знаний, никакого уклона в религию, социологию или психологию. Его может преподавать любой педагог, он беспроблемный. Он получил очень позитивные отклики и от родителей, и от специалистов, он апробирован.

Курс уже сейчас преподается в школах 60 регионов России в рамках факультатива по 1 часу в неделю (всего 34 часа в 10-11 классах). Занятия, как следует из рабочей программы, проходят в формате семинаров, учащиеся пишут рефераты, доклады, делают выступления. По итогу курса ученики, например, должны усвоить следующее:

- В чем проявляется готовность к браку?

- Зачем нужно родительское благословение?

- Способствует ли пробный брак созданию счастливой семьи?

- Существует ли равенство между полами?

- Возможно ли равенство в семье?

- Кто должен быть главой семьи?

- К чему приводит власть женщины в семье?

- К чему приводит бесполое воспитание?

Несмотря на заявленную светскость курса, в число необходимых материалов для преподавания заявлены 12 икон, а религиозным основам семьи посвящен отдельный раздел, в котором, в частности, изучают жития святых семейств.

Сама автор инициативы Ольга Леткова считает, что отдельного предмета по семейным ценностям школьникам не нужно – они и так перегружены. Фото: Александр Щербак/ТАСС

Сама автор инициативы Ольга Леткова считает, что отдельного предмета по семейным ценностям школьникам не нужно – они и так перегружены. Фото: Александр Щербак/ТАСС

- Я не знаю, что за учебники вы нашли. Те учебники, которые мы смотрели, ничего такого религиозного не содержат, - удивлена Леткова.

Кто разработчик?

Авторы «Нравственных основ семейной жизни» - екатеринбургский священник Димитрий Моисеев и монахиня Среднеуральского монастыря Нина Крыгина. Чем они известны?

Монахиня Нина - кандидат психологических наук, преподает в вузах и школах.

- Я сама была замужем, и когда выходила, была уверена, что это на всю жизнь – у нас в роду не разводятся, - рассказала сама сестра Нина в одном из таких выступлений. – Мама говорила мне, что муж мне не пара, и благословение из нее я буквально вытрясла. Брак был венчан, но потом муж поставил условие – либо Бог, либо семья. У нас тогда уже был ребенок, и для меня это было абсолютным шоком.

Протоиерей Димитрий Моисеев - по светскому образованию биолог, кандидат наук.

Рукоположен в священники через два месяца после венчания с супругой Дарьей в 2001 году. Духовник Общества православных педагогов Орджоникидзевского района Екатеринбурга, преподаватель кафедры теологии Миссионерского института при Ново-Тихвинском женском монастыре.

Когда и где могут ввести курс?

Сама автор инициативы Ольга Леткова считает, что отдельного предмета по семейным ценностям школьникам не нужно – они и так перегружены. Курс можно было бы встроить в программу по обществознанию или ОБЖ.

- Наша школьная программа переполнена ненужной, лишней информацией, которую дети зазубривают и которая не нужна им будет ни на экзамене, ни в жизни, - уверена Леткова. - И мы с министерством образования ведем переговоры, что часть информации надо вычистить из существующих учебных программ. В какой предмет будет введен этот курс, станет известно в ноябре, на заседании Федерального учебно-методического объединения при Российской академии образования.

Леткова убеждена, что курс можно без проблем ввести и в традиционно мусульманских регионах:

- Я никакого противоречия не вижу. Если там что-то и есть чисто православное, это можно и опустить, потому что в том учебнике, что я видела, ничего такого не было. Но сами традиционные ценности одинаковы для всех религиозных конфессий нашей страны.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Что подросткам полезно - для общества опасно

Андрей Рябцев

То, что церковные деятели готовы воспитывать школьников, - скорее, хорошая новость. Потому что учителя этим меньше всего хотят заниматься (и лично я их понимаю). Плохая новость - в России это невозможно. У нас очень разные регионы. То, что нормально "зайдет" в спящих провинциальных городках, вызовет жесткое неприятие в Москве или Дагестане. Да-да, именно так и будет, вот посмотрите. В Дагестане - в данном случае под ним я понимаю все мусульманские регионы - понятно, почему: там проповедников хватает и каждая девочка практически с рождения знает свое место в доме. В Москве - под ней понимаю все крупные европеизированные города - будут против, потому что религия у нас отделена от государства. И родители, естественно, понимают, что рассказывать о житиях святых семейств на "светском" курсе об основах семейной жизни - есть не что иное, как урок религии. Многие, конечно, будут не против такого занятия, но факультативно. Чувствуете разницу: факультативно - это совсем не то, что курс в рамках обязательного предмета "Обществознание"? Все-таки Конституцию никто не отменял и, раз уж мы считаем Россию правовым государством, исполнять Основной закон надо хотя бы в таких мелочах.

Лекции о том, как муж и жена должны любить друг друга, подросткам принесут, скорее, пользу (если, конечно, лекции, соответствуют духу Библии, а не личным интерпретациям составителей курса). Но в целом обществу могут принести очередной раскол. Вот такой получается парадокс. Потому что в России лучше не трогать две темы: оценки советского прошлого и вопросы веры. И то, и другое у нас взрывоопасно.