Премия Рунета-2020
Астрахань
+13°
Boom metrics

Что происходит с системой образования в Астрахани?

Компании вынуждены сами разрабатывать и внедрять образовательные программы для кандидатов и уже трудоустроенных сотрудников.

Компании вынуждены сами разрабатывать и внедрять образовательные программы для кандидатов и уже трудоустроенных сотрудников.

Фото: Наталья ПОПОВА

В школе все писали сочинения «Кем я хочу стать, когда вырасту?»

Сегодня это выглядит как минимум странным. Все вокруг меняется настолько стремительно, что мы больше не можем не только планировать на много лет вперед, но и сейчас, сегодня сложно толком понять, кем становиться. Точнее, на что «бросаться», что осваивать и почему законные 4-6 лет в институтах вовсе не освобождают от того, чтобы вновь и вновь учиться, осваивать актуальные «скиллс» («навыки», как теперь модно говорить), которые просто «недодали» в университете.

Судите сами: на факультетах рекламы еще вряд ли появилась дисциплина «Раскрутка в Инстаграме», а когда (и если) она появится, миром будут править уже совсем другие соцсети…

Чем же должен обладать современный специалист, как не потеряться на рынке труда вчерашнему выпускнику и на что обратить внимание будущему — обширную консультацию на эту тему дает Максим Политов, руководитель проектов в сфере кейс-образования и Employer Branding.

О системе образования. Возможна ли сегодня революция?

— Я думаю, что система российского вузовского образования себя уже изжила. Абсолютное несоответствие знаний выпускников и ожиданий работодателей тому подтверждение. Высшее учебное заведение должно готовить будущих медиков, ученых, управленцев и так далее. А что мы видим сегодня? Тысячи выпускников, работающих не по специальности, не знающих, куда идти и кем работать. Те, кому улыбается удача, попадают в крупные международные компании, которые сами в итоге обучают своих сотрудников. Компании вынуждены сами разрабатывать и внедрять образовательные программы для кандидатов и уже трудоустроенных сотрудников. Это показатель того, что из вуза студент приходит абсолютно не готовым.

Какое решение? Здесь нужен комплекс мер, ориентированных на потребности рынка профессионалов, инженеров, гуманитариев и так далее. Что это значит? Образовательные программы должны быть разработаны так, чтобы студент выходил из стен вуза уже готовым специалистом той или иной области. Чтобы имел практический опыт и знания. Чтобы был знаком с рынком труда и работодателями, в том числе — с ожиданиями вторых.

Наша система образования уже переобувается в стандарты, утверждённые болонским договором. Но делает это медленно, лишь поменяв пока количеств лет обучения, но не сами программы! Важно подключать к разработке программ молодых экспертов из отраслей, которые знакомы с текущими потребностями и технологиями, которые будут давать в рамках обучения студентам адекватные, современные знания.

Я думаю, что революция случится в этой сфере нескоро. С момента появления болонской системы прошло больше 27 лет, а в России она появилась буквально 7-9 лет назад и то неполностью внедрена. Нужно время для того, чтобы появился новый подход государства и чиновников к проблемам образования, чтобы институты отдавали этому приоритеты. Решений очень много, важно внедрять их повсеместно и на всех уровнях управления системой образования в России — от президента до классного руководителя в школах.

О современном выпускнике. Как не убить в себе потенциал?

— Есть ряд вещей, которые должны преподаваться еще со школьной парты. Современный выпускник школы не знает, куда именно поступать, ведь он не знает, кем можно стать, выбирая специальность менеджера, эколога или юриста. У него нет понимания, какие существуют отрасли (фармацевтика, производство, FMCG, аудит и др.) и какую роль он будет там играть, получив то или иное образование.

Все поступают туда, куда могут, либо туда, куда родители сказали. А спустя 4-6 лет получаем картину: дипломированный эколог занимается маркетингом, брендигом и ивент-менеджментом (я, между прочим, про себя). Все почему? Потому что наша система образования не дает нормальной возможности выявить сильные стороны школьника, раскрыть его потенциал и рассказать, куда можно идти.

Школьные профориентационные тесты не помогают, они не работают так, как должны. Их результаты не влияют на выбор школьника, на выбор его родителей. Эти тесты не персонализированы, они не проводят комплексную оценку потенциала человека и не помогают в построении образования и карьеры в будущем.

Как решается эта проблема? Сильными и долгими реформами в сфере образования. Нужен совершенно новый подход к обучению и взращиванию будущих врачей, поэтов и нефтянников. Есть хорошо работающая китайская модель, где детей с сильным аналитическим складом ума отдают в одни школы (и требования там соответсвующие), а творчески одаренных детей — в другие. Их не ставят под одну гребенку, и будущий Микеланджело не должен сдавать органическую химию в школе.

Есть хорошо работающая американская модель образования, где система и государство не обязывает мальчиков сразу после школы поступать в вуз (чтобы в том числе не идти в армию), а дает возможность, к примеру, год сделать себе Gap Year, поработать и попутешествовать, узнать лучше мир и его устройство. При этом система образования многоуровневая и каждый уровень — это стандартизированный набор навыков для конкретной специальности и вида учреждения. Если ты идешь в профильный колледж, то ты получаешь практические и современные знания, применимые в реальности плюс возможность после завершения получать хороший доход, а не быть заложником социальным стереотипов. Не буду подробно расписывать преимущества этой образовательной системы.

Что можно резюмировать и каков основной итог? Будущий выпускник на момент завершения образования должен:

1) понимать, кем он становится и в какой сфере и как может применять свои знания, за счет комплексной оценки потенциала человека, объекта его будущей работы (природа, человек, цифры, техника и прочее);

2) иметь практический опыт в той теории, которую он изучал за партой (достигается за счет интегрированного в образование кейс-метода — вся теория во время учебы дается и подкрепляется постоянными примерами из жизни, конкретными моделями и проектами);

3) иметь карьерное образование, понимать основные правила построения своей карьеры, знать рынок труда и личные возможности.

Об идеальном кандидате. Какие навыки универсальны?

В какой бы отрасли современный соискатель не планировал строить или продолжать карьеру, без «личностных навыков» сегодня он не справится.

Личностные навыки (soft skills) — это те компетенции, которые помогают построить свою работу в современном (западном) мире. Их список достаточно большой, но есть пять ключевых, которые являются фундаментом:

1) аналитические навыки (способность работать с информацией, искать ее, анализировать, структурировать, синтезировать);

2) навыки командной работы (уметь работать с другими людьми под флагом одной цели, разделяя между собой задачи и ответственность);

3) навыки коммуникации (уметь слышать и слушать людей, грамотно и профессионально доносить свои идеи, воспринимать обратную связь);

4) лидерские навыки (способность вести за своими идеями людей, быть харизматичным);

5) навыки презентации (уметь выступать перед публикой, продавать свои идеи).

Это минимальный набор навыков, обладание и прокачивание которых (в совокупности со своими профессиональными знаниями) дает существенное преимущество в развитии своей карьеры.