Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Экономика22 июня 2017 22:00

Планета станет «зеленой»

«Атомэкспо-2017», прошедший в Москве, был посвящен перспективам безуглеродной энергетики
Михаил ГОНЧАРОВ
НИИ Электрофизической аппаратуры им. Ефремова предложил перспективные решения для железнодорожного транспорта. Фото: Михаил ГОНЧАРОВ

НИИ Электрофизической аппаратуры им. Ефремова предложил перспективные решения для железнодорожного транспорта. Фото: Михаил ГОНЧАРОВ

ЧИСТЫЙ БАЛАНС

Давно уже не новость, что сегодня в мире 2/3 электро­энергии производится из угля и нефтепродуктов. За год такие станции выбрасывают в атмосферу 13 млрд. тонн одного только углекислого газа, не считая других вредных веществ. Это 40% всех мировых выбросов.

При этом многие страны мира испытывают сильнейший энергетический дефицит. Даже по скромным прогнозам, в течение полутора десятков лет спрос на электроэнергию по сравнению с нынешними потребностями вырастет на треть.

Ситуация, как весы: на одной чаше - экология, на другой - спрос. Отказаться сегодня ради чистоты от традиционного производства - нереально, потому что велик риск экономических и социальных потрясений. Наращивать углеводородное производство электроэнергии - закладывать мину замедленного действия.

«Атомэкспо» стал авторитетной мировой площадкой, на которой вырабатываются решения, как развивать глобальную энергетику.

Как отметил Алексей Лихачев, «картинка должна перевернуться»: по обоснованному прогнозу, к 2050 году мировая генерация станет «зеленой» на 80%. При этом четверть всей энергии будут производить атомные станции. С сегодняшних 390 гигаватт они «подрастут» до 930.

- В этом смысле мы должны не просто строить больше, чтобы удовлетворить кратный спрос, но и замещать выбывающие мощности более технологичными видами энергетики, в том числе решениями наших станций, - сказал глава «Рос­атома», отметив, что сегодня - не время выжимания друг друга с рынков, а время объединения усилий для поиска решений технологического развития и смены парадигмы мирового энергобаланса.

ВЕТЕР В ПОМОЩЬ

Примером международной кооперации стало подписанное на «Атомэкспо» соглашение между голландской компанией Lagerwey и российской «ОТЭК», которая является дочерним дивизионом «Росатома».

Голландцы передают нам технологии по производству ветроустановок. Как известно, стратегия «Росатома» - в развитии как традиционных для него, так и смежных компетенций. Ветроэнергетика - одна из них.

- Соглашение позволяет начать производство практически всех компонентов ветроустановок на территории России. Сейчас голландцы делают около 70% «железа». Со временем соотношение будет таким: 80% - российского, 20% - европейского производства. Начнем локализацию со стальных башен, сборки гондол и ступиц ветрогенераторов. Первый ветропарк появится на севере Адыгеи, - рассказал директор по развитию и международному бизнесу АО «ОТЭК» Эмин Аскеров.

Кстати, несмотря на радужные перспективы развития ветроэнергетики, заниматься этим бизнесом пока под силу крупным компаниям. Проблема в масштабах и инвестициях, от которых зависит себестоимость электроэнергии. Чтобы овчинка стоила выделки, нужны заказы на гигаватты - тогда они будут продаваться по адекватной цене. А один ветряк в поле не воин.

«Росатом» готов к кооперации с малым и средним бизнесом, выступая в роли драйвера на нескольких инновационных направлениях. Это не только ветроэнергетика, но и цифровая экономика, аддитивные технологии, ядерная медицина, искусственный интеллект. Прогноз выручки «Росатома» по новым, не связанным с атомной энергетикой продуктам - около 1 триллиона рублей внутри страны.

Ученики «Школ Росатома» из четырех городов показали на выставке свои проекты. Фото: Михаил ГОНЧАРОВ

Ученики «Школ Росатома» из четырех городов показали на выставке свои проекты. Фото: Михаил ГОНЧАРОВ

ВАГОН - НА ВЗЛЕТ!

Один из таких продуктов можно было увидеть на стенде петербургского НИИ Электрофизической аппаратуры им. Ефремова.

150-килограммовая конструкция парила над платформой на магнитном подвесе. Казалось бы, ничего нового: поезда на магнитной подушке уже давно перево­зят пассажиров. Но фокус в том, что в них используются только электромагниты. А в представленном на «Атом­экспо» прототипе используются постоянные опорные магниты, которые компенсируют основную нагрузку.

Российские специалисты разработали алгоритм стабильного управления комбинированным магнитным подвесом, решив проблему сохранения постоянного зазора между рельсом и подвеской при изменяющихся нагрузках. Не важно, полный вагон или пустой - он не прилипнет к рельсу и не соскользнет с него.

В Петербургском университете путей сообщения всерьез задумались над разработкой стандартов для такого транспорта. Ведь постоянным магнитам не нужна розетка, а значит, себестоимость грузовых и пассажирских перевозок можно будет снизить в несколько раз.

КСТАТИ

В этом году участников было как никогда много: 6,5 тысячи делегатов, 653 компании из 65 стран.

СПРАВКА «КП»

«Росатом» привлек в проект АЭС турецкий капитал

На «Атомэкспо» подписано соглашение об условиях вхождения турецких компаний в состав акционеров проектной компании АО АККУЮ НУКЛЕАР (она будет строить и эксплуатировать первую в Турции атомную станцию «Аккую»).

Это три компании: «ЧенгизХолдинг», «Колин Иншаат» и «КальонИншаат». Они не только имеют большой опыт в строительстве и эксплуатации энергетических объектов на территории Турции, но и занимают около трети оптового рынка сбыта электроэнергии.

Кстати, «ЧенгизХолдинг» уже участвует в проекте «Аккую» - она подрядчик строительства морских гидротехнических сооружений.

Россия и Турция договорились строить АЭС на юге Турции в 2010 году. На станции будет 4 энергоблока с российскими реакторами ВВЭР поколения III+ по 1200 МВт каждый. Это первая АЭС в мире, в которой будет реализован принцип «строй - владей - эксплуатируй». Соответственно 51% акций АККУЮ НУКЛЕАР будет принадлежать российским компаниям. Остальные приобретет создаваемый консорциум.

Это самая крупная инвестиция зарубежных компаний в проекты Российской Федерации, которые реализуются за ее пределами, и крупнейшая в мире частная инвестиция в атомную энергетику за последние 17 лет.

Под будущий проект сейчас готовятся кадры: 250 турецких студентов учатся в российских профильных вузах.

Глава «Росатома» Алексей ЛИХАЧЕВ. Фото: Михаил ГОНЧАРОВ

Глава «Росатома» Алексей ЛИХАЧЕВ. Фото: Михаил ГОНЧАРОВ

ДОСЛОВНО

Глава «Росатома» Алексей ЛИХАЧЕВ:

-Необходимо обеспечить рост производства и одновременно изменить структуру мирового баланса производства электроэнергии, сделать производство более чистым, по максимуму сократив долю углеводородов. Это наша ответственность перед нашими потомками. Мы обязаны следующим поколениям сохранить планету пригодной для проживания, - обратился он к участникам форума.