Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Здоровье27 апреля 2017 22:00

Как сохранить остроту ума: новые разработки российских ученых против болезни Альцгеймера

Исследователи создали уникальные тесты для ранней диагностики и открыли способ обучать нервные клетки больных вырабатывать дофамин
Если сейчас по данным Всемирной организации здравоохранения на первом месте по количеству больных находятся сердечно-сосудистые заболевания, на втором – онкология, а на третьем – неврология и психиатрия, то через 10 - 15 лет, по прогнозам этой же организации, неврология и психиатрия выйдут на первое место.

Если сейчас по данным Всемирной организации здравоохранения на первом месте по количеству больных находятся сердечно-сосудистые заболевания, на втором – онкология, а на третьем – неврология и психиатрия, то через 10 - 15 лет, по прогнозам этой же организации, неврология и психиатрия выйдут на первое место.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Ведущие мировые нейробиологи собрались на международном симпозиуме «Молекулярная нейробиология сегодня и завтра», который прошел в Институте биоорганической химии РАН. Корреспондент «КП» поговорил о том, как сохранять остроту ума, с руководителем лаборатории нервных и нейроэндокринных регуляций Института биологии развития РАН, академиком РАН Михаилом Угрюмовым. Ученый известен своими исследованиями и разработками, связанными с болезнями Альцгеймера и Паркинсона.

«МЫ ВХОДИМ В ПОЛОСУ ЭПИДЕМИЙ БОЛЕЗНЕЙ МОЗГА»

- Михаил Вениаминович, сейчас часто говорят, что «Паркинсоном» и «Альцгеймером» люди болеют все чаще и чаще. Это правда?

- К большому сожалению, это действительно так. Нейродегенеративные заболевания, в том числе болезни Паркинсона и Альцгеймера, становятся похожими на эпидемию. Число таких больных очень быстро растет, и это становится не только медицинской, но финансовой, экономической и даже политической проблемой. Мы постепенно входим в полосу эпидемий болезней мозга. Если сейчас по данным Всемирной организации здравоохранения на первом месте по количеству больных находятся сердечно-сосудистые заболевания, на втором – онкология, а на третьем – неврология и психиатрия, то через 10 - 15 лет, по прогнозам этой же организации, неврология и психиатрия выйдут на первое место. Так что можно сказать, что эти болезни – чума XXI века.

- Из-за чего это происходит?

- Как установили, в первую очередь этому способствуют депрессивные состояния, стрессы. К этому сейчас подвигает многое - безработица, финансовые проблемы, терроризм и так далее. Каждый стресс запускает цепочку воспалительных процессов в мозге, что и вызывает гибель нейронов. Что касается числа людей, страдающих болезнями Альцгеймера и Паркинсона, то тут рост идет в разы. Через 10 - 15 лет число пациентов увеличится в два-три раза.

Увы, происходит омоложение этих заболеваний. Если раньше подобные неприятности начинались после 60-ти лет, то сейчас порог опускается до 50 и даже 45 лет.

ПОЙМАТЬ НА РАННЕЙ СТАДИИ

- В чем заключаются главные сложности борьбы с болезнями Альцгеймера и Паркинсона?

- Проблема в том, что эти заболевания долго существуют без проявления симптомов. Они еще никак себя не обнаруживают, но уже происходит разрушение мозга. А когда появляются симптомы и люди обращаются к врачу, то оказывается, что уже лечить нечего. И сейчас все специалисты в этой области пытаются понять, как можно поставить диагноз задолго до проявлений клинических симптомов. И разработать терапию, которая бы позволила замедлить гибель этих нейронов.

- Насколько я слышал, вы уже разработали тест для определения болезни Паркинсона.

- Мы еще далеки до завершения работы. Но уже провели доклинические исследования этого теста на животных, и он успешно проявил себя. Думаю, что именно с этим направление связано будущее, тем более, что этот тест можно провести довольно быстро и за не очень большие деньги. Постараюсь наглядно объяснить, как это работает. Пациенту, у которого еще никак не проявляются симптомы болезни, дают вещество, разработанное нами, которое способно кратковременно усилить функциональную недостаточность его системы. И, если часа через-два три у него начинают проявляться симптомы болезни Паркинсона, значит будет понятно, что у этого человека уже развивается (или может развиваться) болезнь. А значит, можно начинать лечение, которое позволит, если не остановить болезнь, то резко понизить скорость ее развития.

В ДВУХ ШАГАХ ОТ НОВОГО ЛЕКАРСТВА

- Также в нашей лаборатории мы сделали еще одно важное открытие, - продолжает академик Угрюмов. - Как известно, при нейродегенеративных заболеваниях гибнут нервные клетки нейроны, вырабатывающих дофамин. Этот гормон управляет очень многими функциями в мозге, в том числе и двигательными. Нам удалось установить, что нейроны, находящиеся поблизости (от погибших. - Ред.) и прежде дофамин не производившие, начинают его создавать. Этот факт мы доказали. На следующем этапе необходимо научиться управлять работой этих нейронов, поддерживать их жизненную активность и заставлять их по мере необходимости синтезировать необходимое количество дофамина.

- Другими словами, вы приблизились к разработке лекарств от этих болезней?

- Мы прошли в нашей лаборатории несколько этапов, которые очень важны. Показали, что такой синтез возможен, что, нейроны которые изначально сами не могут создавать дофамин, под определенным воздействием приобретают такую способность. И нашли механизм, который заставляет их синтезировать дофамин. А именно, мы определили вещество, которое в обычных условиях не дает этой клетке синтезировать дофамин, но когда этого вещества становится меньше, контроль снимается, и нейрон приобретает такую возможность. Думаю, нам еще нужно понять пару молекулярных механизмов управления работой этой клетки, и тогда мы сможем создать лекарства от болезней Альцгеймера и Паркинсона .

ЛЕЧИТЬСЯ БЕЗ ТАБЛЕТОК

- Когда же лекарства от болезней Паркинсона и Альцгеймера могут появиться в аптеках?

- На самоми деле, такие лекарства такие уже есть. Дело в том, что имеются средства, предназначенные для лечения каких-то других болезней, но обладающие побочными эффектами, полезными в данном случае. Например, существует антиаллергическое лекарство, подавляющее активность иммунной системы, и вдруг оказалось, что оно также благотворно влияет и на память, способствует ее восстановлению. Такая же история с рядом других препаратов.

Но важно поддерживать организм и без лекарств. При болезни Альцгеймера, как известно, страдает память, социальная адаптация и так далее. При болезни Паркинсона нарушаются двигательные функции. И тут очень полезны различные тренинги. В первом случае - когнитивные: например, тренировать память, учить иностранные языки. А при болезни Паркинсона - физические упражнения.

Все это приводит к тому, что снижается скорость гибели нейронов. Может быть, этот подход не такой эффективный, как фармакологический, но зато без всяких побочных эффектов. Ведь любое лекарство не только лечит, но оказывает и отрицательное, например, токсическое воздействие на организм. И с этой точки тренинги обладают большим преимуществом. Недавно я был на нейрохирургической конференции и в одном из докладов, посвященных реабилитации при инсультах, говорилось, что прослушивание определенных сонат Моцарта увеличивает эффект реабилитации. Об этом сообщали серьезные, авторитетные нейрохирурги, к мнению которых можно прислушаться .

- Недавно «КП рассказывала о специальных упражнениях - гимнастике для мозга. Получается, она помогает бороться с болезнями Паркинсона и Альцгеймера?

- Точнее не бороться, а снизить скорость развития заболеваний. При любом нейродегенеративном заболевании такой интеллектуальный, когнитивный тренинг очень полезен. Если после проявления симптоматики пациент сразу же начал активно заниматься, то первая, так называемая мягкая фаза болезни может быть продлена на очень долгий период. Сейчас с двумя американскими университетами мы готовим совместный проект, связанный с возможностями снижения скорости гибели нейронов, уменьшению отрицательной симптоматики при болезни Паркинсона как раз с помощью физических тренингов.