Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Наука9 апреля 2017 21:24

Илон Маск создает симбиоз человека и компьютера, потому что возможности мозга уже исчерпаны

Новый проект американского миллиардера обсуждаем со специалистом в области изучения мозга профессором МГУ Александром Капланом
Илон Маск продолжает изумлять мир громкими заявлениями.

Илон Маск продолжает изумлять мир громкими заявлениями.

Фото: REUTERS

Мировые СМИ сообщили о новой амбициозной программе знаменитого бизнесмена-изобретателя из США Илона Маска. Он решил вложить миллионы долларов в создание медицинской исследовательской компании Neuralink, она займется разработкой «нейронного кружева» - устройства, которое позволит соединить мозг человек и компьютера. Что в свою очередь сулит человечеству новый прорыв в интеллектуальной области. Прокомментировать эту заманчивую затею Илона Маска мы попросили заведующего лабораторией нейрофизиологии и нейро-компьютерных интерфейсов биофака МГУ профессора Александра Каплана.

ДО КИБОРГОВ РУКОЙ ПОДАТЬ?

- Александр Яковлевич, мы знаем Илона Маска по многим проектам: он и собственные ракеты в космос запускает, и марсианскую экспедицию готовит, и электромобили создает. Но это проекты из области техники. Почему он заинтересовался мозгом, вернее возможностями, которые дает симбиоз мозга и компьютера?

- Наверное, это связано с представлением о том, что естественные ресурсы мозга уже во многом исчерпаны. Известен интерес не только Маска, но и нескольких других крупных компаний, которые выдали очень большие гранты в Европе и США на исследования мозга. Сейчас ситуация такова, что мы подошли к рубежу, где можно обеспечить более эффективную работу мозга, подключив к нему внешние аппараты, которые расширяют его возможности. В принципе такие аппараты уже есть. Например, одним из таких устройств является компьютер на моем столе или калькулятор. Но они не связаны с мозгом напрямую. Между нами и этими приборами всегда была клавиатура или другой посредник, надо было писать программы и прочие дела. А вот если подключиться напрямую, то получается, что нам и программировать, собственно говоря, ничего не нужно. Чтобы добиться симбиоза надо разработать внутренний язык, на котором мозг мог бы напрямую обмениваться информацией с этими устройствами.

- Значит до создания «киборгов» Маску рукой подать?

- Не все так просто, мы упираемся в определенные пределы. Во-первых, мы не можем подключиться к мозгу полностью, потому что там слишком много элементов - 86 миллиардов клеток! Но дело даже не в клетках, а в контактах между ними, где решается вопрос о передаче информации. Таких контактов миллион миллиардов и подключится к каждому такому соединению невозможно. Потому что если подсчитать только массу материала для подключения - даже самого тонкого и невесомого - то получится цифра в сотни тонн! Но даже если мы будем подключаться к нужным контактам выборочно, то мы все равно не знаем коды, которые циркулируют между нервными клетками. Это все равно, что подключиться к кабелю с незнакомым языком.

УПРАВЛЯТЬ КОМПЬЮТЕРОМ СИЛОЙ МЫСЛИ

- Но ведь удалось же Шампольону расшифровывать египетские иероглифы, а Юрию Кнорозову - письменность майя?

- Тут другая ситуация. Мы привыкли, что обычно вся страна говорит на одном наречии и все понимают друг друга. А у мозга нет общего языка, у каждой пары нейронов свой язык. Поэтому это чудовищно сложная проблема подключиться к информационным каналам мозга.

- Что такое «нейронные кружева»?

- Это значит, что речь идет о большом числе контактов. Ну, например, есть реальные электродные сборки, которые обеспечивают 100 тысяч контактов с нервными клетками мозга. До 86 миллиардов еще очень-очень далеко, но это все-таки достаточно высокая плотность, чтобы какие-то грубые и примитивные команды от мозга выдавать во внешние исполнительные устройства. Задача ученых получить в ближайшее время более мощный контакт.

- А можете назвать примеры команд, которые удалось расшифровать?

- Кое-что мы делаем в нашей лаборатории в МГУ. Это называется интерфейс мозг-компьютер: мы устанавливаем электроды, которые регистрируют электрическую активность мозга прямо с поверхности кожи головы. Мы слышим отголоски работы всего мозга - как он там шумит - и пытаемся в этом хаосе сигналов найти закономерности. Ну, это как опытный автомеханик в шуме мотора различает нюансы работы отдельных узлов двигателя. Например, человек может сидя за компьютером силой мысли, не трогая клавиатуру, набирать текст на экране буква за буквой. Это, конечно, примитивный уровень: 40-50 элементарных команд, скорость набора 12-15 символов в минуту. Но и здесь уже есть большие перспективы для медицинского применения, потому что в мире многие сотни тысяч пациентов страдают тотальным параличом, то есть никак не могут общаться с внешним миром. И если они получат такой буквопечатающий интерфейс - для них это будет невероятный прорыв. Пациенты смогут не только позвать врача или попросить попить, но и выходить в интернет, болтать в соцсетях...

ЗАЧЕМ ПРОСВЕРЛИВАТЬ ДЫРОЧКИ В ГОЛОВЕ

- Да, мы уже поражались тому, как люди с ампутированными конечностями усилием воли управляют нейропротезом, как настоящей рукой. Но здесь речь идет в основном о медицинском применении. А Маск говорит о создании мозговых имплантов, которые улучшают память, повышают умственные способности. Они какие-то новые технологии создали или это блеф?

- Илон Маск, конечно, привлекает квалифицированные кадры. Но пока даже в перспективе не просматривается возможность подключения к памяти, эмоциям и мыслительному процессу. Потому что все наше сознание распределено между 86 миллиардами нервных клеток. И мы даже не знаем, где именно хранятся наши воспоминания. Каждый факт, запавший в память, имеет эмоциональную, слуховую, зрительную составляющую. Следовательно, чтобы прочитать какую-то мысль надо зарегистрировать в разных участках мозга эту активность, знать коды расшифровки сигналов и уметь объединить сведения от разных участков в единое целое. Что реально будет делать Маск? Он собирается создать систему регистрации очень большого числа нейронов внутри головного мозга. Если мы свои эксперименты в лаборатории делаем неинвазивно - не просверливая дырочки в голове, то в проекте Маска надо будет вводить электроды и сенсорные устройства в мозг человека. Когда эта техническая система будет готова, ученые-нейрофизиологи смогут заняться дешифровкой. Тогда мы получим мощный интерфейс мозг-компьютер, который сможет использовать 200-300 точечных команд. Это значит, что мозг будет способен напрямую оперировать внешними устройствами, например усилием мысли набирать текст невероятно быстро (сейчас это происходит очень медленно). Не нужно будет занимать руки набором текста. Это реально сделать.

НАШИ МЫСЛИ РАСШИФРОВАТЬ НЕВОЗМОЖНО

- Если заглянуть в будущее, насколько тесным и близким может быть симбиоз мозга и компьютера?

- До той степени, пока это не касается мыслей и прежнего опыта. Наши мысли останутся при нас - их расшифровка, на мой взгляд невозможна.

- Почему?

- Возьмем самый простой пример, допустим, я помню номер телефона. Казалось бы, это всего лишь набор цифр. Но на самом деле он окрашен владельцем этого номера, моим отношением к нему, какими-то ореолом воспоминаний - ну, как это все можно считать с моего мозга?

- Маск заявлял, что без симбиоза с компьютером человек может лишиться контроля над машинным интеллектом и стать бесполезным звеном...

- Если уж мы ударились в фантастику, то все ровно наоборот. Как только такие симбиозы будут сделаны их легко смогут контролировать внешние силы. Не обязательно это будет искусственный интеллект, достаточно другого естественного интеллекта. Потому что, едва ты стал симбиозом человека и машины, ты превратился в управляемое существо - в зомби, киборга... Это чрезвычайно опасная вещь. Слава богу, я не вижу никакой возможности сделать устройство для управления поведением человека и получения сведений о его персональном опыте и мыслях.

- Значит, гаджет, который будет зашит в наш мозг...

- Будет представлять собой систему автоматизации интеллектуальных действий человека. Что такое интеллектуальное действий? Это банальная арифметическая операция. И мы уже давным-давно имеем такие гаджеты в виде калькулятора. Но сегодня люди все чаще вынуждены принимать сложные решения, когда слишком много факторов. Их очень трудно проанализировать, разложить по полочкам. Более того, чтобы их осмыслить надо брать из памяти какие-то большие базы данных. Здесь подключатся автоматические системы, которые будут делать наши интеллектуальные решения более аргументированным.

ВОПРОС- РЕБРОМ

Почему нам все сложнее раскинуть мозгами?

Ученые Кэмбриджского университета считают, что мозг современного человека исчерпал все ресурсы развития. Дело в том, что ему неоткуда больше брать энергию. Наш мозг - дорогой инструмент в обслуживании. Он весит только 2-3% от массы тела, но потребляет 20% энергии нашего организма. В ходе эволюции наши предки уже решали эту проблему: за счет чего увеличить размеры мозга? Тогда был найден оригинальный выход - пришлось отказаться от громоздкой пищеварительной системы. Человек научился пользоваться огнем и стал питаться пищей, прошедшей термическую обработку. В ней содержится больше питательных веществ и это позволило сократить размер кишечника. Сейчас современному человеку сложно набирать нейронную массу, чтобы успеть за сумасшедшим развитием цивилизации. Организм не может обеспечить серое вещество таким количеством питательных веществ и кислорода. Выход - создание гибрида человека и компьютера?